Как развивать и масштабировать бизнес в условиях санкций? Как взломать систему и заставить кризис работать на себя? Как удержать IT-специалистов в компании? Секретами успеха поделился Вадим Кабешев — владелец веб-студии «RENOTЕ» и страхового агентства «ОСАГО-КРЫМ».
— Расскажите, как вы пришли в бизнес? С чего начинали?
— Я работал в розничной торговле, занимал руководящие должности. На пике у меня в подчинении было около 500 человек. Но однажды я неудачно съездил за границу, вернулся, и пришло время снова устраиваться на работу. Но хороших должностей на тот момент на рынке не было. Ну и пришлось заняться своим бизнесом, потому что только там была возможность реализовываться и зарабатывать столько, сколько мне нужно. Я решил заняться страхованием, потому что был большой спрос.
— А как пришла идея открыть веб-студию?
— На старте бизнеса я каждый день прозванивал имеющуюся клиентскую базу по продаже автомобильных страховок, а вечерами разбирался в том, как сделать сайт. Денег, чтобы его заказать, у меня не было. Потом устроил первую рекламную кампанию, потом внедрил SRM систему. В какой-то момент знакомые стали приходить с просьбой сделать так же. А спустя несколько месяцев такая подработка стала приносить больше денег, чем основной бизнес. Вот тогда мы и решили создать полноценную веб-студию.
Сейчас мы выполняем практически все решения: начиная от обычной таргетированной рекламы, заканчивая внедрением нейросетей и созданием колл-центров под ключ.
— Маркетинг — лакмусовая бумажка, которая демонстрирует, как человек ведёт бизнес. Расскажите, есть ли существенные отличия между подходом к своему делу в местных предпринимателей и бизнесменов с материка?
— В какой-то момент мне казалось, что материковый бизнес куда более продвинутый с точки зрения маркетинга. На самом деле, это касается только крупного бизнеса. У них огромные бюджеты, есть возможность купить лучшее программное обеспечение. Но если мы говорим про мелкий бизнес, то как раз крымский гораздо более изобретательный и инновационный. Мы под санкциями работаем с 2014 года. Мы просто привыкли находить решения в условиях ограничений.
— Расскажите, как санкции последних лет отразились на Вашем бизнесе?
— Цены практически на все услуги в Крыму выросли, потому что так или иначе, санкции касаются каждого. Но в нашем случае они оказались каким-то стимулом к росту. Предприниматели начали очень активно двигаться и понимать, насколько важен маркетинг. Только он сможет удержать бизнес на плаву в период турбулентности. Некоторые предприниматели закрылись, кто-то экономит и отказался от наших услуг, Но к нам пришли более крупные клиенты, которые хотят двигаться быстрее, которые хотят расти более динамично. Девиз всех предпринимателей 2023 — «Двигайся или умри»!
— 2023 ознаменовался еще и оттоком специалистов в сфере IT. Столкнулись ли Вы с этой проблемой?
— Нам отток мозгов играет только на руку. Я создаю для своих сотрудников максимально комфортные условия. Делаю все, чтобы человек оставался, обучался и рос вместе с компанией. Поэтому меня эта проблема обошла стороной. Я считаю, что кризис — время для возможностей, улучшения продукта и отличное время, чтобы занимать рынки. Этим мы сейчас и занимаемся.
— Вы работаете, в том числе, с искусственным интеллектом. Что скажете по поводу опасений ученых на этот счёт?
— Могу сказать, что искусственный интеллект не заменит человека, это утопия. Он делает сотрудников более эффективными. Но чтобы сделать элементарный запрос для создания картинки или текста, нужен человек. С другой стороны, это отличный способ экономить. Малый бизнес может больше не пользоваться услугами райтеров или SMM-специалистов. Достаточно научиться работать с нейросетью.
— Дайте несколько советов предпринимателям, на какие инструменты в маркетинге стоит обратить внимание в 2023 году?
— На самом деле работает абсолютно любая реклама. Иногда колхозные баннеры почему-то срабатывает лучше, чем хорошо отработанная реклама. Главное — понимать, кто твоя целевая аудитория. Нет смысла продавать товары для пенсионеров в соцсетях, как и неэффективными окажутся баннеры для подростков.
— Почему вступили в «ОПОРУ РОССИИ»? Как бизнес-сообщество помогает Вам?
— Такие сообщества помогают окружить себя теми людьми, которые тоже хотят двигаться. Это полезные и приятные знакомства, мощное окружение, которое формирует тебя и как личность, и как бизнесмена.
Ещё одна важная задача «ОПОРЫ РОССИИ» — помощь в регулировании многих вопросов на законодательном уровне. Неоднократно принимали поправки к законам, которые мешали предпринимателям работать. Это голос всех российских предпринимателей.