Общаясь с предпринимателями, специалисты юридического бюро Крымского республиканского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» часто слышат жалобы на обилие журналов учета различных документов и действий, вести которые требуют проверяющие органы. Бизнесмены считают, что заполнение журналов регистрации, например, производственных приказов и многих других попросту «ворует» их время.
Эта точка зрения понятна, но насколько она верна с позиции юридической логики и судебной практики?
Такие журналы нужны, в первую очередь, для регистрации событий, которые после этого становятся неизменными даже по прошествии какого-то времени. И тогда «ненужные журналы» станут помощниками, прежде всего, самого работодателя.
Рассмотрим пример из нашей предыдущей публикации, когда работник не выполняет своих должностных обязанностей так, как нужно, или вообще не выполняет. Допустим, в трудовом договоре на этот счет ничего не написано, или трудового договора вообще нет.
А вот приказ, напротив, был. На приказе нет подписи работника об ознакомлении? Давайте посмотрим журнал ознакомления с локальными нормативными актами или журнал учета производственных приказов, вот она, подпись работника. В этом случае заявление работника, что он якобы не понимал, что подписывает, не имеет особого значения.
Поэтому у работодателя должна быть привычка регистрировать значимые для него действия в журналах, а персонал должен в них расписываться.
Работник вставал из-за стола и сломал ногу, но в журнале инструктажа по технике безопасности он расписывался: ни о какой «производственной травме» речь уже не идет. Работник оспаривает в суде выговор за непотушенный сигаретный бычок в туалете, но в журнале учета инструктажей по пожарной безопасности он тоже расписался.
С хорошим, здоровым юмором описал ситуацию с такими журналами Александр Покровский в своем романе «Расстрелять!» (кто не знает – это про подводников):
«… Котька ошалело взмахнул руками, как дирижер, которого нашло в брюках шило, и одна рука его, вместе с рукавицей, попала туда, куда она никак не должна была попасть: в работающую машинку.
Рукавицу затянуло, и Котька заорал. Орал он хорошо, звучно и непрерывно. Он орал и тогда, когда все остановили, а руку выдернули и осмотрели.
На звуки Котьки из люка неторопливо выполз толстый помощник командира с журналом инструктажа по технике безопасности под мышкой. Он был похож на старую, жирную, мудрую крысу, бредущую забрать приманку из лап только что прихлопнутой мышеловкой товарки.
– Не ори! – оказал он негромко и мудро, подходя непосредственно к Котьке. – Чего орешь? Сначала распишись, а потом ори.
После этих слов Котька, ошалевший от боли, почему-то перестал орать и расписался там, где была приготовлена галочка.
– Вот теперь, – сказал помощник, убедившись в наличии росписи, – ори, разрешаю, – и так же неторопливо исчез в люке…».
Бюрократия – это палка о двух концах. И выгоду от нее получает тот, кто уловил главный ее принцип: «Существует только то, что учтено и зарегистрировано. Если явление не зарегистрировано – его нет и не было».
Конечно, юридическое бюро «Опоры России» ни в коей мере не приветствует бюрократию. Но если действующее законодательство требует вести журналы регистрации – их необходимо использовать в своих интересах. Учитывая тот факт, что регистрационные журналы во многих случаях могут быть уже электронными.
Юридическое бюро КРО «ОПОРА РОССИИ»