Прокуратура Республики Крым разъяснила правила моратория на проведение плановых проверок малого и среднего бизнеса в 2021 году. На какие виды деятельности не распространяется мораторий, как изменятся сроки проведения проверок и надо ли предпринимателям подавать обращения об исключении и ежегодного плана проверок — читайте в материале, подготовленном Прокуратурой.
Прокуратурой Республики по результатам рассмотрения 74 ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021, предусматривающих проведение 4 127 плановых проверок, отклонена 821 (20 %) проверка или каждая пятая.
При формировании регионального сегмента сводного ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год запрет на проведение в 2021 году плановых проверок субъектов малого предпринимательства отсутствовал.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление) введен мораторий на проведение субъектов малого предпринимательства до конца 2021 года, за исключением отдельных субъектов малого предпринимательства и видов контроля (надзора), указанных в пункте 8 Постановления.
Например, в 2021 году разрешены плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
Применение моратория не требует отдельного обращения субъекта предпринимательства об исключении его из ежегодного плана, поскольку в силу пункта 9 Постановления утвержденные ежегодные планы подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего постановления не позднее 15.12.2020, то есть указанная работа проводится органами контроля (надзора) самостоятельно во взаимодействии с органами прокуратуры.
При этом отдельные основания для исключения плановых проверок предусмотрены в связи с вступлением в силу 1 июля 2021 года Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
Так, согласно части 8 статьи 1 Закона № 248-ФЗ виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами. Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В этой связи Постановлением предусмотрено дополнительное основание для исключения плановых проверок, а именно: в связи с признанием утратившими силу положений федерального закона, устанавливающих вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, если плановая проверка не подлежит проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об указанном виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В отношении плановых проверок, оснований для исключения которых не имеется, Постановлением предусмотрены мероприятия, направленные на снижение административной нагрузки и применения положений Закона № 248-ФЗ.
Так, сроки проведения плановых проверок, которые запланированы к проведению после 30.06.2021, сокращаются до десяти рабочих дней.
При этом контрольно-надзорным органам предусмотрена возможность заменить плановую проверку инспекционным визитом, то есть контрольным (надзорным) мероприятием, проводимым по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; инструментальное обследование; истребование документов. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Также Постановлением сохранена возможность проведения проверок с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
Исключение проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства из ежегодных планов и приведение их в соответствие с Постановлением находится на контроле прокуратуры республики, в том числе путем использования возможностей Единого реестра проверок.
По возникшим вопросам применения законодательства о государственном контроле (надзоре) возможно проконсультироваться по телефону +7(3652) 550-367.